Циркуляторный шок и применение инотропов — рекомендации международных экспертов ESICM (Ann Intensive Care. 2021 Jan 29;11(1):21

Введение: в лечении пациентов, находящихся в критическом состоянии с циркулярном шоком, нет общего согласия (консенсуса). В нашем международном опросе мы задались целью изучить текущую практику, показания и терапевтические цели при назначении инотропной терапии для лечении пациентов с циркуляторным шоком. 

Методы: начиная с ноября 2016 и заканчивая апрелем 2017 года был проведен анонимный интернет-опрос об использовании сердечно-сосудистых препаратов, который был доступен для членов Европейского сообщества специалистов интенсивной терапии (англ. the European Society of Intensive Care Medicine или ESICM).

Опрос состоял из 14 вопросов, сфокусированных на профиле респондента, триггерных факторах, препаратах выбора (первая линия), на режимах дозирования, длительности, целях, стратегиях дополнительной терапии и на предполагаемых эффектах от инотропов. После получения данных опроса группа международных экспертов ESICM, состоящая из 42 человек, используя ответы на 11 вопросов, сформулировала рекомендации по применению инотропов. 

Результаты: в опросе приняло участие 839 врачей из 83 стран. Препаратом первой линии при лечении пациентов, находящихся в критическом состоянии с острой сердечной недостаточностью, для 84% респондентов оказался добутамин. Две трети респондентов (66%) заявили о применении инотропов в случае клинической картины персистирующей гипоперфузии или персистирующей гиперлактатемии, несмотря на предполагаемую адекватную инфузионную терапию и применение вазопрессоров, в контексте (44%), или без него (22%), низкой фракции выброса левого желудочка. Около половины респондентов (44%) заявили, что целью терапии инотропами служил адекватный сердечный выброс. Эксперты согласовали 11 убедительных рекомендаций, все из которых были основаны либо на отличном (> 90%), либо на хорошем (81-90%) согласии (консенсусе). Рекомендации включают в себя показания к применению инотропа (септический или кардиогенный шок), выбор препарата (добутамин, а не допамин), показания к применению или триггеры для принятия решения (низкий сердечный выброс или клиническая картина гипоперфузии) и цели (адекватный сердечный выброс, а также и критерии прекращения лечения инотропопами (неблагоприятные эффекты и клиническое улучшение состояния). 

Выводы: применение инотропов у пациентов, находящихся в критическом состоянии, весьма неоднородно, о чем сообщают респонденты. Клинические рекомендации — показания, выбор препарата, триггеры принятия решения и цели инотропной поддержки, выработаны международными экспертами. В будущих исследованиях необходимо будет сосредоточить внимание на последовательности показаний к применению инотропов с последующим внедрением этих показаний в клинические рекомендации по лечению циркуляторного шока, уделяя большее внимание индивидуализации целей и клинических результатов.  Подробнее DOI: 10.1186/s13613-021-00806-8