Интраоперационная инфузия лидокаина как единственного анальгетика против морфина при лапароскопическом шунтировании желудка (Ain-Shams J Anesthesiol., ноябрь 2022)

Целью этого исследования стала оценка эффекта от внутривенной (ВВ) инфузии лидокаина в сравнении с морфином (ВВ) на послеоперационную боль в покое, на потребность в морфине интраоперационно и в послеоперационном периоде, на седацию и модифицированую шкалу Aldrete, на параметры гемодинамики, что включили в себя среднее значение среднего артериального давления (МВР), частоту сердечных сокращений (HR), периоперационные изменения SpO2 и частоты дыхания (RR) выполнении шунтирования желудка по Ру.

Условия: шестьдесят пациентов старше 18 лет с ИМТ более 35 кг/м2 и с оценками по ASA II-III, были случайным образом распределены на две группы, в одной из которых пациенты получали внутривенно инфузию лидокаина, а в другой — внутривенную инфузию морфина. 

Результаты: оценка боли по цифровой шкале (numeric pain rating scale [NPRS]) была существенно ниже в группе лидокаина, чем в группе морфина в течение первых 90 минут послеоперационного наблюдения. Это отразилось и на послеоперационной потребности в морфине, когда 26% пациентам в группе морфина потребовалось его дополнительное введение (средняя общая доза морфина 10.8 мг). Среднее значение среднего артериального давления (МВР) и HR после интубации трахеи в обеих группах практически не отличались, что говорит о снижении стрессового ответа на эндотрахеальную интубацию при использовании лидокаина и морфина. Но вот среднее значение среднего артериального давления и HR после экстубации было статистически существенно ниже у пациентов в группе лидокаина. Пациенты из группы морфина показали статистически значимое снижение значений МВР до пневмоперитонеума и через 15 минут после пневмоперитонеума, но со статистически значимым подъемом HR. Пациенты из группы лидокаина показали здесь статистически значимые более низкие уровни МВР и HR. На 60 минуте после пневмоперитонеума пациенты из группы лидокаина показали существенно более низкие значения МВР и это сохранялось после прекращения пневмоперитонеума и в ближайшем послеоперационном периоде. Ни в одной группе пациентов не наблюдалось депрессии дыхания. Пациенты в группе лидокаина имели существенно лучшую седацию.

Выводы: у пациентов с морбидным ожирением интраоперационное внутривенное введение лидокаина обеспечивает послеоперационное обезболивание, более высокие оценки по шкале седации, снижение стрессового ответа на интубацию и экстубацию трахеи.

Подробнее:  https://asja.springeropen.com/articles/10.1186/s42077-022-00279-2