Милринон и субарахноидальное кровотечение с церебральным вазоспазмом: исследование «MILRISPASM» (Neurocrit Care, 2021).

Внутривенное введение милринона, в сочетании с индуцированной гипертензией, — опциональное лечение церебрального вазоспазма, возникающего после субарахноидального кровотечения из аневризмы. При этом данных об эффективности и безопасности такого лечения явно недостаточно. 

В этом контролируемом обсервационном исследовании, проведенном в академическом госпитале, использовались данные, собранные как проспективно, так и ретроспективно. Пациентам с церебральным вазоспазмом, развившимся на фоне субарахноидального кровотечения, проводилось лечение внутривенным введением милринона (0.5 мкг/кг/мин, как часть протокола лечения) в сочетании с индуцированной гипертензией, после чего результаты сравнивались с результатами лечения пациентов только лишь с индуцированной гипертензией. Авторы оценивали: (1) 6-месячные функциональные нарушения (модифицированная шкала Rankin и  инфаркты головного мозга, связанные с вазоспазмом, (2) частоту проведения эндоваскулярной ангиопластики и (3) индивидуальную переносимость милринона. 

Результаты: в исследование было включено девяносто четыре пациента (41 пациент в группе вмешательства [милринон] и 53 пациента как контрольная группа). Внутривенное введение милринона было независимо связано с более низкой вероятностью развития функциональных нарушений в течение последующих после заболевания 6-ти месяцев (adjusted odds ratio [aOR] = 0.28, 95% confidence interval [CI] = 0.10–0.77]) и инфарктов головного мозга, связанных с вазоспазмом (aOR = 0.19, 95% CI 0.04–0.94). В группе милринона была ниже частота проведения эндоваскулярной ангиопластики (6 [15%] vs. 28 [53%] patients, p = 0.0001, aOR = 0.12, 95% CI 0.04–0.38). Внутривенная инфузия милринона (медиана длительности инфузии 5 [2—8] дней) преждевременно была прекращена у 12 пациентов, показавших индивидуальную непереносимость милринона, в большинстве своем (n=10) по причине недостижения целевых значений артериального давления (среднее артериальное давление < 100 мм Hg, несмотря на инфузию норадреналина в дозе 1.5 мкг/кг/мин). Но следует отметить, что подобное состояние наблюдалось и у пациентов контрольной группы (n = 10 [24%] vs. n = 11 [21%], соответственно, p = 0.68). Внутривенное введение милринона сопровождалось с более высокой частотой развития полиурии, гипонатриемии и/или гипокалиемии, но при этом аритмии, ишемия миокарда и тромбоцитопения встречалась крайне редко. 

Выводы: несмотря на преждевременное прекращение инфузии милринона у 29% пациентов в связи с низкой индивидуальной переносимостью, сама по себе внутривенная инфузия милринона ассоциировалась со снижением частоты проведения эндоваскулярной ангиопластики, с положительным влиянием на долгосрочные неврологические и радиологические исходы. 

Подробнее: https://doi.org/10.1007/s12028-021-01331-z)