Связь антагонистов рецептора гистамин-2 и ингибиторов протонной помпы с развитием делирия у пациентов, находящихся в критическом состоянии: ретроспективном когортное исследование (Critical Care Explorations, август 2021)

Антагонисты рецептора гистамин-2 применяются у взрослых пациентов, находящихся в критическом состоянии, для профилактики стрессовых язв желудка и двенадцатиперстной кишки, но это может привести к развитию делирия. Авторы данной работы решили определить дифференциальные ассоциации между антагонистами рецептора гистамин-2 и блокаторами протонной помпы с развитием делирия у пациентов, поступивших в медицинское отделение интенсивной терапии (ОИТ). 

Это было ретроспективным обсервационным исследованием, источником данных для которого стала де-идентифицированная база данных Университета Северной Каролины (США). Определение делирия у участников исследования проводилось с использованием алгоритма, основанного на Международной классификации болезней (МКБ). Связи между антагонистами рецептора гистамин-2, ингибиторами протонной помпы и «нет лекарств» выявлялись с помощью относительного риска. Для контроля за потенциальными вмешивающими факторами, включая сюда механическую вентиляцию и возраст, использовалась множественная логистическая регрессия.  

Исследования было проведено в ОИТ университетского госпиталя США. 

В исследование были включены пациенты, поступившие в ОИТ, за исключением тех из них, кто одновременно получал и антагонисты рецептора гистамин-2, и блокаторы протонной помпы. 

Основные результаты: авторам удалось идентифицировать 6 645 пациентов, находящихся в критическом состоянии, 29% (n = 1,899) из которых находились на механической вентиляции, 45% (n = 3,022) пациентов возрастом 65 лет и старше, 22% (n = 1,487) из всех пациентов умерли. Из всех 6 634 пациентов, 31% (n = 2,057) получали только антагонисты рецептора гистамин-2, 40% (n = 2,648) получали только ингибиторы протонной помпы, а у 46% (n = 3,076) развился делирий. Группа пациентов, которая получала антагонисты рецептора гистамин-2 показал большие ассоциации с развитием делирия по сравнению с группой пациентов, которые получали ингибиторы протонной помпы по сравнению с контрольной группой, в которой данные лекарственные средства не назначались. 

Выводы: антагонисты рецептора гистамин-2 имеют  более строгие связи с развитием делирия, чем ингибиторы протонной помпы. Необходимы проспективные исследования для того, чтобы установить, насколько исключение антагонистов рецептора гистамин-2 из схем лечения взрослых пациентов, находящихся в критическом состоянии, позволить снизить частоту развития делирия. 

Источник: doi: 10.1097/CCE.0000000000000507