Поддержание постоянного уровня МАС не служит гарантией стабильной глубины седации…

Все чаще врачами отделений интенсивной терапии (реаниматологами) для седации пациентов, находящихся в критическом состоянии, применяются летучие анестетики — изофлюран, севофлюран или десфлюран. При этом контроль глубины анестезии проводится на основании такого показателя, как минимальная альвеолярная концентрация (англ. the minimum alveolar concentration или MAC). Авторы данного исследования предположили, что глубина седации при постоянном показателе МАС может увеличиваться (отрицательный дрейф) даже при постоянном показателе МАС. Для проверки своей гипотезы авторы применили электроэнцефалографию с расчетом Narcotrend-Index. 

Клиническое исследование было проспективным, одноцентровым рандомизированным, проведенным у отделении интенсивной терапии хирургического профиля университетского госпиталя. Пациенты ОИТ, все после проведенных им хирургических вмешательств, случайным образом распределялись по группам, в которых седация проводилась одним из ингаляционных анестетиков — изофлюраном, севофлюраном и десфлюраном. МАС и Narcotrend-Index измерялись постоянно, попарно с отметкой времени измерения. Дополнительно глубина седации измерялась с помощью шкалы RASS (Richmond-Agitation-Sedation-Scale). Для анализа MAC, Narcotrend-Index и RASS во всех трех группах применялись парные t-тесты и линейные модели. 

Результаты: всего в исследование было включено тридцать пациентов (женщины/мужчины: 10/20; возраст 64 ± 11; оценка по шкале SAPS II 30 ± 10). За первые 24 часа наблюдения было записано 21 208 пар данных (MAC и Narcotrend-Index). Медианное значение МАС составило 0.58 ± 0.06 и оставалось стабильным во все время проведения седации во всех трех группах. Но t-тест показал, что в группе изофлюрана и севофлюрана было значительное снижение RASS и Narcotrend-Index в первый час седации. Применив многоуровневую модель ко всем полученным данным, авторы получили следующую формулу: Narcotrend-Index = 43 − 0.7·h (R2 = 0.76), что показала сильную отрицательную корреляцию между длительностью седации и самим Narcotrend-Index. Линейные модели, полученные для каждой группы седации показали следующий Narcotrend-Index: для изофлюрана 43–0.9 ; для севофлюрана 45–0.8; для десфлюрана 43–0.4. Коэффициент регрессии для десфлурана был почти вдвое меньше, чем для изофлурана и севофлурана, что указывает на менее выраженный временной эффект в этой группе.

Выводы: поддержание постоянного уровня МАС не служит гарантией стабильной глубины седации. Следовательно, пациенты нуждаются в частых клинических обследованиях или, когда это невозможно, в постоянном мониторинге ЭЭГ. Различия между разными летучими анестетиками в отношении зависящего от времени отрицательного смещения глубины седации (дрейфа) требуют дальнейшего изучения.

Подробнее: Georgevici, AI., Kyprianou, T., Herzog-Niescery, J. et al. Negative drift of sedation depth in critically ill patients receiving constant minimum alveolar concentration of isoflurane, sevoflurane, or desflurane: a randomized controlled trial. Crit Care 25, 141 (2021). https://doi.org/10.1186/s13054-021-03556-y