Периоперационная органная дисфункция и исходы коротко (Anesthesia and Analgesia 2021 June 1)

В то время как интраоперационная летальность за последние десятилетия значительно снизилась, риск смерти в течение 30 дней после оперативного вмешательства остается стабильно высоким и в большей степени связан с периоперативным органным повреждением. К примеру, несмотря на то, что острое нарушение мозгового кровообращения в периоперативном периоде встречается достаточно редко (<2% в некардиальной хирургии), связанная с ним летальность возрастает в 10 раз. Ключевое значение в резком улучшении долгосрочных исходов несут в себе ранняя идентификация и ранее начало необходимой терапии. Послеоперационный делирий (ПОД) и послеоперационная когнитивная дисфункция (ПОКД), несмотря на клинические различия, приводят к периоперативным неврологическим расстройствам и связаны с неблагоприятными долгосрочными исходами. На сегодняшний день практически остаются неизвестными те терапевтические вмешательства, применение которых сможет привести к снижению риска развития периоперативной дисфункции центральной нервной системы.

Основные неблагоприятные события со стороны сердца (англ. Major adverse cardiac events или MACE) также вносят существенный вклад в развитие тяжелых осложнений после хирургических вмешательств. Совсем недавно предложена продвинутая диагностическая стратегия, основанная на измерении высокочувствительного кардиального тропонина (англ. high-sensitivity cardiac troponin [hs-cTn] ), позволила улучшить наше понимание о причинах развития MACE. Исследование MINS (Management of myocardial injury After NoncArdiac surGEr), результаты которого были опубликованы совсем недавно, показало, что прямой ингибитор тромбина, дабигатран, может улучшить исходы.

В то время, как риск развития острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС) в послеоперационном периоде не превышает 0.2%, риск развития пневмонии и реинтубации трахеи остается на уровне около 2%. В то время как концепции профилактики/лечения ОРДС уже перекочевали из отделений интенсивной терапии (ОИТ) в операционную, споры о том, какой вклад в развитие неблагоприятных исходов в послеоперационном периоде вносят осложнения со стороны легких (респираторной системы), все еще продолжаются.

Стандартизация определения острого повреждения почек (ОПП) улучшила возможности клиницистов не только в диагностике, но и в изучении частоты развития такого важного «источника» послеоперационной заболеваемости. ОПП на равных соревнуется за звание «ведущей причины летальности в послеоперационном периоде» с инфарктом миокарда.

Осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта в послеоперационном периоде варьируются от кишечной непроходимости (основное осложнение после абдоминальных процедур, что ассоциируется с увеличением продолжительности пребывания в стационаре) до более редких, но приводящих к более высоким показателям летальности, осложнений в виде мезентериального тромбоза и желудочно-кишечного кровотечения.

Не беря во внимание кардио-торакальные операции, частота развития повреждений печени до конца не понятна, но также приводит к росту неблагоприятных долгосрочных исходов.

Гипергликемия — еще одно достаточно часто встречающееся осложнение периоперационного периода, которое случается как в кардиохирургии, так и не-кардиохирургии. Как гипер-, так и гипокалиемия ассоциируются с ухудшением исходов в обеих, кардио- и не-кардио, популяциях хирургических пациентов. 

Мы все лучше стали понимать причины развития периоперационного повреждения органов и влиянию этого повреждения на клинические исходы, чему немало поспособствовало улучшение диагностики (лабораторной и инструментальной). Все это подготовило почву для более целенаправленных и оттого более эффективных терапевтических вмешательств.

Источник:  doi: 10.1213/ANE.0000000000005603