Патофизиология, диагноз и лечение сепсис-ассоциированного ДВС-синдрома (Journal of Intensive Care, 2023)

Введение: в 2001 году Международное Сообщество Тромбоза и Гемостаза (The International Society on Thrombosis and Haemostasis [ISTH]) опубликовало критерии диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС). С этого момента ДВС рассматривался как последняя стадия коагулопатии потребления без терапевтических целей. Но ДВС не только декомпенсированное расстройство коагуляции, оно также включает и раннюю стадию системной активации коагуляции. Исходя из этого, ISTH недавно опубликовало критерии сепсис-индуцированной коагулопатии (sepsis-induced coagulopathy [SIC]), которые могут диагностировать компенсаторную фазу коагулопатии с помощью доступных биомаркеров.

Основные положения: диагноз ДВС основывается на лабораторных данных, ДВС может развиваться при различных клинических состояниях, но сепсис является наиболее частой причиной развития ДВС. Патофизиология ДВС при сепсисе многогранная, при которой активация коагуляции с подавлением фибринолиза сочетается с воспалительным ответом, инициированным активированными лейкоцитами, тромбоцитами и сосудистыми эндотелиальными клетками, как часть тромбовоспаления (thromboinflammation). Несмотря на то, что критерии явного ДВС были установлены ISTH для диагностики развернутой стадии ДВС, дополнительные критерии могут помочь в выявлении ранней стадии ДВС и, тем самым, определить потенциальные терапевтические вмешательства. ITSH представила критерии SIC в 2019 году и эти критерии достаточно легко использовать, так как для этого требуется знать количество тромбоцитов, международное протромбиновое нормализованное отношение (МНО) и последовательную оценку органного повреждения (SOFA). Шкала SIC может быть использована для изучения тяжести заболевания и определения времени начала потенциальных терапевтических вмешательств. Одним из существенных недостатков при лечении сепсис-индуцированного ДВС является отсутствие доступных специфических терапевтических подходов кроме как адекватной терапии инфекции, послужившей причиной развития сепсиса. Следовательно, в дополнение к инфекционному контролю, необходимо проводить антикоагуляционную терапию  сепсис-индуцированного ДВС и здесь потенциальную  эффективность показывают гепарин, антитромбин и рекомбинантный тромбомодулин, но это требует дальнейших клинических исследований. 

Выводы: назрела необходимость в разработке новых терапевтических стратегий, направленных против сепсис-индуцированного ДВС, что позволит улучшить клинические исходы. Общая рекомендация — проводить скрининг и мониторинг ДВС с помощью шкалы SIC. 

Подробнее: https://read.qxmd.com/read/37221630/the-pathophysiology-diagnosis-and-management-of-sepsis-associated-disseminated-intravascular-coagulation