Обоснованность мобилизации в ОИТ: многоцентровое исследование практики мобилизации в ОИТ Великобритании (Critical Care, июнь 2023)

Рекомендация в отношении ранней мобилизации при критических состояниях содержится практически во всех клинических руководствах, но насколько данная рекомендация выполняется в отделения интенсивной терапии (ОИТ) Великобритании, остается неизвестным. В этом исследовании целью стало определение пропорции пациентов, которым мобилизация (за пределами койки) проводилась на 48—72 час после поступления в ОИТ с описанием их физиологического статуса и сравнением такой мобилизации с рекомендациями по безопасности при проведении активности за пределами реанимационной койки (out-of-bed activity).

Методы: многоцентровое, перекрестное, обсервационное исследование практики мобилизации у взрослых пациентов ОИТ в Великобритании. Демографические, физиологические данные, данные об органной поддержке, уровне мобильности и обоснования для отказа от активизации за пределами койки были собраны к концу марта 2022 года. Пациентам были присвоены следующие категории: группа 1 — оценка по шкале мобилизации в ОИТ (ICU Mobility Scale [IMS]) ≥ 3; группа 2 — без мобилизации по физиологическим причинам с IMS < 3; группа 3 — без мобилизации и без физиологических барьеров к мобилизации с IMS < 3. Обоснованность решения об отказе от мобилизации оценивалась как качественная переменная. Регрессионный анализ использоваться для сравнения физиологических параметров группы 1 (пациенты с мобилизацией) с такими же параметрами группы 2 (пациенты без мобилизации по физиологическим причинам). Пациенты были стратифицированы на «низкий риск», «потенциальный риск» и «высокий риск» согласно рейтингу неблагоприятных событий.

Результаты: 960 пациентов, 84 ОИТ. 393 пациентам (41%) проводилась мобилизация, 416 (43%) мобилизация не проводилась по физиологических причинам и 151 (16%) пациенту мобилизация не проводилась без указания на физиологические причины для такого решения. 371 пациент провел в ОИТ менее 3 дней, из них 180 (48%) пациентам проводилась мобилизация, 140 (38%) пациентам мобилизация не проводилась по физиологическим причинам, а 51 (14%) мобилизация не проводилась без указания на физиологические причины. 809 пациентов не имели физиологических барьеров к проведению мобилизации, из них 367 (45%) пациентов имели низкий риск неблагоприятного события, 120 (15%) имели потенциальный риск, из которых 309 (84%) и 78 (65%) пациентам была проведена мобилизация, соответсвенно. Мобилизация была ассоциирована с оценками по шкале RASS от -1 до +1, более низкими дозами вазоактивных агентов и более низкой потребностью в оксигенотерапии.    

Выводы: только 40% пациентам мобилизация проводилась за пределами койки при том, что 89% из них имели «низкий риск». Обращает на себя внимание то, что физиологические параметры у пациентов, которым проводилась мобилизация, и у пациентов, которым мобилизация не проводилась, были похожими. Следовательно, при решении о проведении мобилизации необходимо руководствоваться не произвольными временными точками, а именно физиологическим статусом пациента ОИТ.

Подробнее: https://ccforum.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13054-023-04508-4