Эффект времени ре-заполнения капилляров на экспансию жидкости и увеличение дозы норэпинефрина у пациентов с септическим шоком (Critical Care, декабрь 2023)

Введение: время ре-заполнения капилляров (Capillary refill time [CRT]) предложено использовать как переменную для слежения за течением септического шока. Авторы этого исследования систематически изучили эффекты CRT на экспансию жидкости и норэпинефрина. 

Методы: у 69 пациентов с септическим шоком записывались среднее артериальное давление (МАР), сердечный индекс (CI) и пять последовательных измерений CRT (видео метод с использованием стандартизированной компрессии на кончики пальцев) до и после инфузии 500 мл солевого раствора (33 пациента) и до и после увеличения дозы норэпинефрина (36 пациентов). Ответчики на жидкость (Fluid responders) определялись как CI ≥ 15%, ответчики на норэпинефрин — как увеличение МАР ≥ 15%.

Результаты: наименее существенное изменение CRT составило 23% и поэтому изменения CRT, превышающие 23%, рассматривались как значительные. При экспансии объема CRT оставался без изменений у пациентов, у которых исходное значение CRT не превышало 3 секунд (n = 7) и у всех пациентов, кроме одного, с исходными значениями CRT ≥ 3 сек, у которых введение жидкости увеличивало CI менее чем на 15% (n=13 «не-ответчики на жидкость). У пациентов, которые ответили на введение жидкости и с исходным значением CRT ≥ 3 секунд (n = 13), CRT снизился у 8 пациентов, оставаясь неизменным у других, что представляло диссоциацию между ответами CI и CRT. Доля пациентов, включенных более чем через 24 часа после начала введения норэпинефрина, была выше у тех, у которых наблюдалась такая диссоциация по сравнению с теми, у которых этой диссоциации не наблюдалось (60% vs. 0%, соответственно). Норэпинефрин существенно не изменял CRT (за исключением одного пациента), если исходное значение CRT было ≥ 3 секунд, и увеличивал МАР менее чем на 15% (n=6). У пациентов, показавших реакцию на норадреналин при длительном исходном CRT (n=11), CRT увеличился только у 4 пациентов, оставаясь без изменений у остальных, что также показало диссоциацию между ответами МАР и CRT.

Выводы: у пациентов с септическим шоком и длительным CRT, CRT очень редко улучшается на фоне проводимой терапии тогда, когда экспансия жидкости увеличивает CI менее чем на 15%, а введение норэпинефрина увеличивает МАР менее чем на 15%. Когда эффекты инфузии жидкости на сердечный выброс и эффекты норэпинефрина на МАР значительны, наблюдается переменный ответ CRT со снижением у одних пациентов, не изменяясь у других, что указывает на диссоциацию между изменениями макрогемодинамических переменных и CRT. В этом отношении CRT ведет себя как маркер микроциркуляции.

Подробнее: https://doi.org/10.1186/s13054-023-04714-0