Гуманизация лечения делирия: письмо в редакцию (Intensive Care Med, февраль 2024)

Уважаемый редактор, 

Мы с большим интересом прочитали сообщение Richard [1] о его восстановлении после 6 недель, проведенных в отделении интенсивной терапии (ОИТ). Большую часть времени он находился в коме и делирии. Впоследствии он вспоминал яркие сны, такие как выстрелы, нахождение в разных местах или сексуальное насилие. Его бывший партнер вел дневник о пребывании Richard в ОИТ, что помогло Richard преодолеть такой экзистенциальный период жизни. Richard также запомнил одну медсестру, которая объясняла ему состояния ночных кошмаров и галлюцинаций [1]. 

Делирий определяется как церебральная дисфункция [2]. Как врачи критической терапии мы, для лечения такой органной дисфункции, в первую очередь сосредоточиваем свое внимание на не-фармакологических подходах, но в случае персистирующей органной дисфункции мы переходим к безопасным фармакологическим вмешательствам, целью которых становится безопасность пациента. Как правило, во время обходов мы у кровати пациента обсуждаем его состояние, возможные вмешательства, взвешивая за и против. Но кто говорит с пациентом, находящимся в делирии? Кто из медицинских сестер или врачей объясняет пациенту беспокоящий его процесс? Даже при повреждении церебральной функции, персональный подход к пациенту должен осуществляться. С точки зрения пациента, взаимодействие с медицинским персоналом может быть как пугающим, так и успокаивающим, поэтому установление доверительных отношений может быть таким же важным, как и другие медицинские процедуры [3]. 

За последние годы мы хорошо продвинулись в лечении делирия и его менеджменте [4] и наше мнение, что пришло время к переходу на более высокий уровень — к гуманизации ухода за пациентами с делирием. В высоко специализированном, прекрасно оснащенном отделении интенсивной терапии гуманизация критического ухода становится многомерной концепцией, обращенной к каждому пациенту с его собственными чувствами, ценностями и историей. Пациент находится в центре всех усилий, направленных на физические, ментальные и духовные потребности, и требуется поощрение на то, что бы пациент здесь играл все более активную роль [5].

Основываясь на дискуссии, посвященной значению гуманизации ухода за пациентами с делирием во время четвертной конференции по постреанимационному синдрому (post intensive care syndrome [PICS]) в Мадриде, организаторы разработали первый подход (Рис.1*). У кровати пациента гуманизированный уход при делирии включает в себя: «Уважение и доверие: используйте при общении имя пациента (отчество) и титулы, гарантируйте безопасность»; «Проявите навыки коммуникации: персонализированные (не-вербальные) техники коммуникации с пациентами, что лишены возможности говорить с зеркальным копированием (mirroring), вселяйте уверенность»; «Эмпатия: принимайте во внимание точку зрения пациента, его опыт»; «Персонализация: спрашивайте и внимательно слушайте истории пациента»; «Принятие: переориентировать и переформулировать»; «Сопровождение: возьмите руку пациента когда это возможно, оцените симптомы и переносимость терапии»; «Автономия: предложите доступный выбор, к примеру, пересесть в кресло или оставаться в койке»; «Сопротивляемость: спросите о персональных стратегиях преодоления, к примеру, информация, семья, молитва, музыка»; «Безопасность: постоянное врачебное наблюдение, надлежащая обстановка, слуховые аппараты (при необходимости)»; «Надежда: интеграция с семьей, поддержка попыток пациента совладать с ситуацией». 

Ко всем пациентам, как Richard, которые испытывают делирий, требуется холистический и гуманистический подход. Гуманизация ухода за пациентами с делирием означает персонализированный менеджмент делирия с сострадательными и сопереживающими врачами. Наилучший уход — немедленное вмешательство для выявления обратимых причин делирия в ОИТ и соответствующего лечения. Необходимо внедрять в практику персонализированный менеджмент с ориентацией на симптоматику, согласно FRAMES (i.e. Feedback [обратная связь], Responsibility [ответственность], Advice [консультация], Menu of behavioral change [список изменений в поведении], Empathy [сопереживание], Self-efficacy [самоэффективность]). В результате, все это приведет к расширению прав и возможностей родственников пациента, а также к более тесному контакту между врачами разных специальностей при лечении делирия, а все вместе — к улучшению клинических результатов. 

*Примечание: см. рисунок по ссылке на оригинал. 

Список литературы:               

  1. Richards D (2023) Transitioning to reality: the diary of an ARDS survivor. Intensive Care Med. https:// doi. org/ 10. 1007/ s00134‑ 023‑ 07233‑2 
  2. Wilson JE, Mart MF, Cunningham C, Shehabi Y, Girard TD, MacLullich AMJ, Slooter AJC, Ely EW (2020) Delirium. Nat Rev Dis Prim 6:90 
  3. Falk A, Stenman M, Kåhlin J, Hultgren R, Nymark C (2023) Suffering in silence ‑ Cardiac surgery patients recalling hypoactive delirium a qualita‑tive descriptive study. Intensive Crit Care Nurs 79:103493 
  4. Kotfis K, van Diem‑Zaal I, Roberson SW, Sietnicki M, van den Boogaard M, Shehabi Y, Ely EW (2022) The future of intensive care: delirium should no longer be an issue. Crit Care 26:200
  5. Heras La Calle G, Oviés ÁA, Tello VG (2017) A plan for improving the humanisation of intensive care units. Intensive Care Med 43:547–549

Ссылка на оригинал: https://doi.org/10.1007/s00134-024-07329-3