Важность: несмотря на все преимущества минимально инвазивной хирургии в отношении восстановления, отсроченное восстановление функции кишечника является тем барьером, что встает на пути своевременной выписки из госпиталя.
Цель: изучить эффект периоперационной внутривенной инфузии 2% лидокаина на восстановление функции кишечника после плановой минимальной инвазивной резекции толстой кишки.
Дизайн, условия и участники: исследование ALLEGRO было рандомизированным, плацебо-контролируемым исследованием с двойным ослеплением, проведенном в 27 госпиталях Объединенного Королевства. В общей сложности рандомизации 1:1 подверглось 590 пациентов, которым была выполнена минимально инвазивная резекция толстой кишки по поводу доброкачественных или злокачественных заболеваний, при этом в одной группе пациенты получили внутривенную инфузию 2% лидокаина, в другой — плацебо (солевой раствор).
Вмешательство: пациенты из группы вмешательства получили внутривенно 2% раствор лидокаина в виде болюса 1.5 мг/кг на момент индукции в общую анестезию и далее в виде продолженной инфузии в дозе 1.5 мг/кг/час в течение 6 или 12 часов. Пациенты из группы контроля получили плацебо в виде 0.9% солевого раствора в те же временные рамки.
Основные результаты и измерения: основным результатом стала доля пациентов с восстановлением функции кишечника к 72 часу после хирургии, что определялось GI-3 композитной конечной точкой переносимости диеты (прием питания и питья без существенной тошноты или рвоты после трех последовательных приемов пищи) и отхождения газов или стула. Вторичные результаты состояли из 11 конечных точек, включая GI-3 восстановление, время до восстановления GI-2 (переносимость орального питания и отхождение стула), продолжительную послеоперационную кишечную непроходимость, послеоперационную тошноту и рвоту, общую пользу по шкале анальгезии, послеоперационное потребление опиоидов, качество восстановления-15, качество жизни (EuroQol 5-Dimension 5-Level), соблюдение протокола ускоренного восстановления, время до выписки из стационара и время до самостоятельной оценке пациентом готовности к выписке из госпиталя.
Результаты: 590 пациентов (295 вмешательство, 295 контроль), после исключения 33 пациентов осталось 557 пациентов (279 вмешательство, 278 контроль, 249 женщин [44.7%]; средний [SD] возраст 66 [10.9] лет). Возвращение функции кишечника, определяемое с помощью GI-3 композитного результата, было достигнуто у 166 (57.3%) пациентов из группы вмешательства против 164 (59.0%) пациентов из группы плацебо (adjusted absolute difference, -1.9% [95% CI, -8.0% to 4.2%]; relative risk, 0.97 [95% CI, 0.88 to 1.07]). Не наблюдалось существенных различий между группами вмешательства и контроля в отношении 11 вторичных конечных точек.
Выводы и значение: у пациентов, которым выполняются плановая минимально инвазивная резекция толстой кишки, периоперационное внутривенное введение 2% лидокаина не улучшает функцию кишечника к 72 часу после хирургии.