Введение: половые различия в ощущении боли хорошо известны и изучены. С другой стороны, роль половых гормонов при хронической мышечно-скелетной боли (chronic musculoskeletal pain [CMP]) остается неизвестной. В этом исследовании было изучено, действительно ли половые гормоны и глобулин, связывающий половые гормоны (sex hormone-binding globulin [SHBG]), несут ассоциацию с СМР.
Методы: авторы исследования использовали данные из Бинбанка Объединенного Королевства (n=357 424; женщины: 51.6%; белые: 95.2%). Исходно измерялись сывороточные концентрации эстрадиола (Е2), тестостерона (Т) и SHBG. Хроническая боль (три и более месяцев) в шейном/плечевом отделах, спине, тазобедренных и коленных суставах или «во всем теле» оценивалась исходно и в период наблюдения. Использовались мультиноминальные смешанные модели логистической регрессии.
Результаты: более высокие концентрации Т и Т/SHBG несли в себе ассоциацию с меньшим количеством очагов CMP как у мужчин (T: relative risk ratio=0.81 per standard deviation, 95% confidence interval [0.77-0.86] и T/SHBG: 0.85 [0.80-0.92]), так и у женщин (T: 0.85 [0.81-0.89] and T/SHBG: 0.93 [0.89-0.97] [all P-values for trend ≤0.001]). Большие концентрации Т и Т/SHBG также показали ассоциацию с низкими шансами CMP во всех очагах, тогда как высокие концентрации SHBG были ассоциированы с низкими шансами СМР в шейном/плечевом отделах и у мужчин, и у женщин. Не было выявлено ассоциаций между концентрациями E2, SHBG или E2/SHBG с количеством очагов СМР или со специфическими очагами СМР как у мужчин, так и у женщин.
Выводы: и у мужчин, и у женщин более высокие концентрации Т и Т/SHBG были ассоциированы с меньшим количеством очагов СМР, при этом более высокие концентрации SHBG были связаны с низкими шансами СМР в шейном/плечевом отделах. Эти результаты предполагают потенциальное вовлечение половых гормонов в патогенез СМР и подчеркивают необходимость в дальнейших исследованиях потенциала использования половых гормонов в стратегиях менеджмента хронической боли.