Комментарии к статье «Baricitinib versus tocilizumab in mechanically ventilated patients with COVID-19: a nationwide cohort study» (Critical Care, декабрь 2024)

Уважаемый редактор, 

Мы с большим интересом прочитали статью You et al. [1], что представляет собой ретроспективный анализ базы данных медицинского страхования Южной Кореи, в котором авторы провели сравнению эффективности барицитиниб и тоцилизумаб при лечении пациентов с COVID-19, получающих механическую вентиляцию (МВ). Мы выражаем глубокую признательность авторам за их неоценимый вклад в эту область наших знаний, но мы полагаем, что необходимо отметить и обсудить несколько замечаний в целях улучшения интерпретации и клинической применимости полученных ими результатов. 

Во-первых, исследование заняло относительно длительный период времени с 08 октября 2020 года по 31 октября 2022 года, что могло представлять определенные трудности в отношении стабильности данных и их последовательности. Принимая во внимание длительный период пандемии COVID-19, многие пациенты, возможно, перенесли множество инфекций. Исследования показали, что рецидивирующие инфекции COVID-19 не только увеличивают общее бремя болезней у пострадавших людей, но еще они увеличивают риск легочных осложнений у повторно инфицированных пациентов на 254% наряду с существенно более высоким риском смертности от всех причин [2]. Более того, множество вариантов вируса SARS-CoV-2 с течением времени могли оказать влияние на его патогенность и вирулентность, что, в свою очередь, могло оказывать влияние на эффективность лечения и прогноз пациента [3]. Несмотря на то, что совпадение показателей склонности (propensity score matching) учитывает некоторые вмешивающиеся факторы, потенциальные эффекты временных флюктуаций инфекции COVID-19 и рецидив инфекции не были полностью учтены, что может оказать негативное влияние на результаты исследования.  

К тому же, мы обратили внимание, что исследование не в полной мере оценило исходный режим терапии, особенно в отношении применения кортикостероидов. Согласно текущим клиническим руководствам, кортикостероиды используются повсеместно как стандартная терапия пациентов с COVID-19, которым требуется проведение респираторной поддержки, при этом широко применяются антивирусные препараты и другие иммуномодуляторы [4]. 

Барицитиниб и тоцилизумаб модулируют иммунный ответ путем подавления специфических цитокинов, улучшая тем самым клинически исходы, но конкурентное применение кортикостероидов может, потенциально, оказывать влияние на эффективность этих лекарственных препаратов. Для более точной оценки терапевтических эффектов барицитиниб и тоцилизумаб мы полагаем, что авторам следовало бы включить детальную информацию в отношении исходных режимов терапии, в особенности кортикостероидами и другими иммуномодуляторами. При этом анализ подгрупп на основании применения кортикостероидов мог был предложить более глубокий взгляд в оптимизацию стратегий лечения.  

Далее, манускрипт не содержит специфических данных в отношении дозы и длительности лечения барицитиниб и тоцилизумаб. В современной клинической практике стандартный режим барицитиниб 4 мг/день в течение 14 дней или до момента выписки пациента, в то время как доза тоцилизумаб (1 или 2 дозы) и длительность терапии может варьироваться от пациента к пациенту. Прояснение режимов дозирования и длительности лечения может помочь в лучшей оценке стабильности и воспроизводимости эффектов лечения, подкрепляя выводы исследования.

Несмотря на то, что исследование предполагает наличие эффекта пользы от барицитиниб в общей когорте пациентов с COVID-19, не наблюдалось значимого улучшения в подгруппе пациентов, которым требовалось проведение механической вентиляции. Исследование RECOVERY (2022 год) показало, что барицитиниб снижает риск 28-дневной летальности на 13% (p = 0.028), но не имеет существенных эффектов у пациентов на механической вентиляции [5]. Более того, как препарат для орального введения, барицитиниб может зависеть от проблем с абсорбцией у пациентов, получающих энтеральное питание, а режим дозирования требует коррекции у пациентов с нарушениями функции почек, и эти факторы могут ограничивать его эффективность [6]. Следовательно, мы предлагаем авторам продолжить обсуждение возможных потенциальных факторов влияния в целях повышения достоверности выводов исследования.

И в заключение, при том что мы высоко ценим работу авторов и их вклад в эту важную область исследований, мы полагаем, что решение проблем, изложенных выше, окажет сильную поддержку более глубокому пониманию роли барицитиниб и тоцилизумаб в лечении пациентов с COVID-19. Мы с нетерпением ждем ответа авторов и ожидаем, что это исследование представит ценную информацию для клинической практике и будущих исследований.    

References

  1. You SH, Baek MS, Kim TW, et al. Baricitinib versus tocilizumab in mechanically ventilated patients with COVID-19: a nationwide cohort study. Crit Care. 2024;28:282. https://doi.org/10.1186/s13054-024-05063-2.
  2. Bowe B, Xie Y, Al-Aly Z. Acute and postacute sequelae associated with SARS-CoV-2 reinfection. Nat Med. 2022;28(11):2398–405. https://doi.org/10.1038/s41591-022-02051-3.
  3. Carabelli AM, Peacock TP, Thorne LG, et al. SARS-CoV-2 variant biology: immune escape, transmission and fitness. Nat Rev Microbiol. 2023. https://doi.org/10.1038/s41579-022-00841-7.
  4. Reed AC, Siemieniuk RA, Jessica J, Bartoszko JJ, Zeraatkar D, et al. Drug treatments for covid-19: living systematic review and network meta-analysis. BMJ. 2020; 370: 0.
  5. Group R.C. Tocilizumab in patients admitted to hospital with COVID-19 (RECOVERY): a randomised, controlled, open-label, platform trial. Lancet. 2021;397(10285):1637–45.
  6. Patanwala AE, Xiao X, Hills TE, Higgins AM, McArthur CJ. Comparative effectiveness of baricitinib versus tocilizumab in hospitalized patients with COVID-19: a retrospective cohort study of the national covid collaborative. Critical Care Med. 2024.

Источник: https://ccforum.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13054-024-05187-5