Флудкортизон с гидрокортизоном при сепсисе: новые фактические данные в продолжающихся дебатах. Мнение редактора (Intensive Care Med, ноябрь 2024)

Применение системных кортикостероидов при сепсисе относится к широко обсуждаемому в последнее время вопросу. Современные клинические руководства предлагают использовать низкие дозы гидрокортизона внутривенно у взрослых пациентов с вазопрессор-зависимым сепсисом [1, 2]. Еще более горячий вопрос — насколько необходимо дополнительное назначение флудкортизона, по поводу чего рекомендаций в клинических руководствах не содержится [1, 2]. Сам по себе ацетат флудкортизона является неактивным про-лекарством, что активируются путем гидроксилирования печеночными эстеразами или псевдоэстеразами. Он обладает сильной минеракортикоидной активностью, при этом глюкокортикоидная активность его минимальна. Действительно ли минералкортикоидные или не-минералкортикоидные эффекты на иммунитет или сосуды [3] предоставляют дополнительную клиническую пользу, остается неопределенным (Таблица 1). 

Наиболее цитируемое рандомизированное контролируемое исследование (РКИ), в котором сравнили гидрокортизон с сочетаниями гидрокортизон плюс флудкортизон или плацебо, обнаружило общее улучшение клинических исходов. В исследовании CORTICUS 499 пациентов с септическим шоком не показали различий в летальности, но у получавших гидрокортизон плюс флудкортизон пациентов намного быстрее обращался вспять шок, чем у пациентов с гидрокортизоном плюс плацебо [4]. Исследование ADRENAL рандомизировало 3800 пациентов с септическим шоком, находящихся на механической вентиляции, и сообщило об отсутствии различий в 90-дневной летальности между гидрокортизоном и плацебо, при этом указало на более быстрое разрешение шока [5]. Первое РКИ, что сравнило гидрокортизон плюс флудкортизон, было опубликовано в 2002 году. В нем рандомизации подверглись 299 пациентов с септическим шоком и было показано снижение 28-дневной летальности в группе пациентов, получивших гидрокортизон плюс флудкортизон [6]. В исследовании APROCCHSS, что включило в себя 1241 пациентов с септическим шоком, было обнаружено снижение 90-дневной летальности у тех, кто получал гидрокортизон плюс флудкортизон (50 мг per os) по сравнению с плацебо, а также ассоциацию с большим количеством дней, свободных от вазопрессоров и органной недостаточности [7]. Только два РКИ напрямую сравнили гидрокортизон плюс флудкортизон с гидрокортизоном. Одно из них, исследование COIITS с 509 пациентами с септическим шоком и полиорганной недостаточностью, сообщило о 3% абсолютном снижении госпитальной летальности на фоне приема гидрокортизона плюс флудкортизона, но это снижение не было статистически значимым. При этом не наблюдалось значительной статистической разницы в других основных клинических исходах. Второе исследование было небольшим, одноцентровым, открытым, включило в себя 66 пациентов с септическим шоком, в котором было показано несущественное (4.6%) абсолютное снижение краткосрочной летальности при применении гидрокортизона плюс флудкортизона по сравнению с только лишь гидрокортизоном [9].

Поскольку исследований, что напрямую сравнивали гидрокортизон плюс флудкортизон с только лишь гидрокортизоном явно недостаточно, некоторые исследователи использовали все имеющиеся фактические данные с целью косвенной оценки эффекта гидрокортизона плюс флудкортизона против гидрокортизона с помощью сетевого мета-анализа. В одной из таких попыток байесовскому анализу подверглись 17 исследований (n = 7688 пациентов) [10]. Общие суммарные комбинированные прямые и непрямые фактические данные свидетельствовали в пользу гидрокортизона плюс флудкортизона по сравнению с только лишь гидрокортизоном (risk ratio [RR] 0.88, 95% CI 0.74 to 1.03, 94.3% probability of superiority) в отношении последующей летальности от всех причин. С другой стороны, оставалась неопределенность и в большей части за счет непрямых фактических данных. Аналогичные результаты были получены в другом мета-анализе, в который были включены еще и обсервационные исследования, включая исследования с имитацией целей (target-emulated trials) [11]. Оба обзора пришли к заключению о необходимости в проведении крупного многоцентрового РКИ. Индивидуал-пациент мета-анализ не наблюдал пользы от гидрокортизона в отношении летальности у пациентов с септическим шоком, но взаимодействие, направленное на выживание, принесло пользу тем, кто принимал флудкортизон [12]. Большое, имитирующее цель исследование (emulated target-trial), в котором использовались реальные данные, наблюдало аналогичное снижение летальности (−3.7%, 95% CI −4.2 to −3.1), что и в исследовании COIITS, у взрослых с септическим шоком, получавших норэпинефрин [13]. Повторный анализ выявил, что польза в отношении летальности от добавления флудкортизона к гидрокортизону чаще наблюдалась тогда, когда источником шока стала внебольничная пневмония [14, 15].             

В контексте этих неопределенностей Walsham et al. [16] сообщают о взаимосвязях между дозой флудкортизона и реакцией сосудов на септический шок (Fludrocortisone Dose Response Relationships and Vascular Responsiveness in Septic Shock) в своем исследовании FluDReSS второй фазы, что было посвящено поиску ответа на важный ответ в отношении фармакокинетики и фармакодинамики флудкортизона в популяции септического шока. Исследование FluDReSS был многоцентровым, рандомизированным и открытым, включило в себя 153 пациента с септическим шоком, получающих внутривенный гидрокортизон (200 мг/сутки), с оценкой трех доз флудкортизона (50, 100 или 200 мкг/сутки per os в течение 7 дней) и последующим сравнением этих пациентов с пациентами, не получившими флудкортизон. Не наблюдалось значительных различий между группами ни по основному результату, небо времени до разрешения шока, ни по рецидиву шока, а также по параметрам органной недостаточности и другим вторичным исходам. Размер выборки был недостаточно мощным для оценки влияния на летальность, но наблюдалось возможное снижение 28-дневной летальности у пациентов с более высокими дозами флудкортизона. Все пациенты получали назначенные лекарственные средства, случаи пропуска приема препаратов были редкими. Ограничения исследования включили отсутствие ослепления, отсутствие стандартизации целевых показателей гемодинамики и процесса отлучения от вазопрессоров, а также раннее прекращение исследования в связи с медленным набором пациентов (только 50% от запланированного). По причине ограниченного размера выборки интерпретация клинических результатов очень затруднена. Но не менее важно то, что не наблюдалось сигналов вреда. 

Результаты исследования FluDReSS, касающиеся фармакодинамики и фармакокинетики, весьма интересны, даже несмотря на имеющиеся ограничения, что позволяет не только по новому взглянуть на ситуацию, но и задать важные вопросы для лучшего понимания того, а как именно применять адъювантную терапию флудкортизоном при сепсисе. После приема флудкортизон измерялся у 74 пациентов (74/115, 64%) из трех флудкортизоновых групп и определялся в плазме у 97% через час после приема. Медиана концентрации составила 261 нг/л [interquartile range: 156–334], при этом индивидуальная вариабельность между пациентами была существенной. После корректировки на уровни перед началом приема и на элиминацию препарата не наблюдалось различий между тремя разными режимами дозирования. Корреляция между вазоактивной-инотропной шкалой (vasoactive-inotropic score [VIS]) и уровнями флудкортизона в плазме была слабой в начале и фактически эта корреляция пропадала к третьему часу после приема. Предшествующее исследование фармакокинетики обнаружило, что после приема флудкортизона per os в плазме он обнаруживается только в двух третей пациентов с септическим шоком, при этом наблюдается очень большая вариабельность в его концентрациях в плазме [17]. 

В этом исследовании также показана очень заметная вариабельность в уровнях флудкортизона в плазме, что, вероятно, связано с нарушениями интестинальной абсорбции ± изменениями в его метаболизме в печени. При том, что стандартные тесты функции печени между группами не отличались, эти тесты совсем не обязательно указывают на функциональность в терминах метаболизм ксенобиотиков. Не наблюдалось различий в артериальном давлении, в балансе электролитов плазмы и в балансе жидкости, что позволяет предположить наличие минимального минералкортикоидного эффекта, что опять же, возможно, связано с вариабельностью абсорбции и/или проблемами метаболизма. Даже после тестирования трех режимов дозирования, как это было сделано в исследовании FluDReSS, осталось неясным, а какой из них следует применять в будущих РКИ или стоит ожидать появления внутривенной формы, что предоставит более ясную фармакокинетику и облегчит тестирование. 

Вопрос о том, считаются ли объединенные непрямые (или косвенные) фактические данные в пользу сочетания гидрокортизона с флудкортизоном достаточными, остается предметом обсуждения. Как бы то ни было, такая комбинация не содержится в современных клинических руководствах, а применение этой комбинации у взрослых пациентов с вазопрессор-зависимым сепсисом не получило широкого распространения. Для ответа на этот вопрос требуется проведение РКИ с достаточной мощностью, но такое исследование требует выборку размером более 5000 пациентов, так делает его проведение делом далекого будущего [13].         

References 

  1. Evans L, Rhodes A, Alhazzani W et al (2021) Surviving sepsis campaign: international guidelines for management of sepsis and septic shock 2021. Intensive Care Med 47:1181–1247. https:// doi. org/ 10. 1007/ s00134- 021- 06506-y 
  2. Chaudhuri D, Nei AM, Rochwerg B et al (2024) 2024 focused update: guidelines on use of corticosteroids in sepsis, acute respiratory distress syndrome, and community-acquired pneumonia. Crit Care Med 52:e219–e233. https:// doi. org/ 10. 1097/ CCM. 00000 00000 006172 
  3. Nethathe GD, Lipman J, Anderson R et al (2024) Glucocorticoids with or without fludrocortisone in septic shock: a narrative review from a biochemical and molecular perspective. Br J Anaesth 132:53–65. https:// doi. org/ 10. 1016/j. bja. 2023. 10. 034
  4. Sprung CL, Annane D, Keh D et al (2008) Hydrocortisone therapy for patients with septic shock. N Engl J Med 358:111–124. https:// doi. org/ 10. 1056/ NEJMo a0713 66 
  5. Venkatesh B, Finfer S, Cohen J et al (2018) Adjunctive glucocorticoid therapy in patients with septic shock. N Engl J Med 378:797–808. https:// doi. org/ 10. 1056/ NEJMo a1705 835 
  6. Annane D (2002) Effect of treatment with low doses of hydrocortisone and fludrocortisone on mortality in patients with septic shock. JAMA 288:862. https:// doi. org/ 10. 1001/ jama. 288.7. 862 
  7. Annane D, Renault A, Brun-Buisson C et al (2018) Hydrocortisone plus fludrocortisone for adults with septic shock. N Engl J Med 378:809–818. https:// doi. org/ 10. 1056/ NEJMo a1705 716 
  8. COIITSS Study Investigators, Annane D, Cariou A et al (2010) Corticoster-oid treatment and intensive insulin therapy for septic shock in adults: a randomized controlled trial. JAMA 303:341–348. https:// doi. org/ 10. 1001/ jama. 2010.2 
  9. Labib HA, Hassan AI, Kamaly AM et al (2022) Evaluation of the role of hydrocortisone either alone or combined with fludrocortisone in the outcome of septic shock in adults. Ain-Shams J Anesthesiol 14:60. https:// doi. org/ 10. 1186/ s42077- 022- 00259-6 
  10. Teja B, Berube M, Pereira TV et al (2024) Effectiveness of fludrocortisone plus hydrocortisone versus hydrocortisone alone in septic shock: a systematic review and network meta-analysis of randomized controlled trials. Am J Respir Crit Care Med 209:1219–1228. https:// doi. org/ 10. 1164/ rccm. 202310- 1785OC 
  11. Lai P-C, Lai C-H, Lai EC-C, Huang Y-T (2024) Do we need to administer fludrocortisone in addition to hydrocortisone in adult patients with septic shock? An updated systematic review with bayesian network meta-analysis of randomized controlled trials and an observational study with target trial emulation*. Crit Care Med 52:e193–e202. https:// doi. org/ 10. 1097/ CCM. 00000 00000 006161 
  12. Pirracchio R, Annane D, Waschka AK et al (2023) Patient-level meta-anal-ysis of low-dose hydrocortisone in adults with septic shock. NEJM Evid. https:// doi. org/ 10. 1056/ EVIDo a2300 034 
  13. Bosch NA, Teja B, Law AC et al (2023) Comparative effectiveness of fludro-cortisone and hydrocortisone vs hydrocortisone alone among patients with septic shock. JAMA Intern Med 183:451. https:// doi. org/ 10. 1001/ jamai ntern med. 2023. 0258 
  14. Teja B, Pereira TV, Law AC et al (2024) Effectiveness of fludrocortisone and hydrocortisone versus hydrocortisone alone in septic shock with and without pneumonia. Intensive Care Med 50:1535–1537. https:// doi. org/ 10. 1007/ s00134- 024- 07552-y 
  15. Heming N, Renault A, Kuperminc E et al (2024) Hydrocortisone plus fludrocortisone for community acquired pneumonia-related septic shock: a subgroup analysis of the APROCCHSS phase 3 randomised trial. Lancet Respir Med 12:366–374. https:// doi. org/ 10. 1016/ S2213- 2600(23) 00430-7 
  16. Walsham J, Hammond N, Blumenthal A et al (2024) Fludrocortisone dose–response relationship in septic shock: a randomised phase II trial. Intensive Care Med. https:// doi. org/ 10. 1007/ s00134- 024- 07616-z 
  17. Polito A, Hamitouche N, Ribot M et al (2016) Pharmacokinetics of oral fludrocortisone in septic shock. Brit J Clin Pharma 82:1509–1516. https:// doi. org/ 10. 1111/ bcp. 13065

Источник: https://doi.org/10.1007/s00134-024-07699-8