Введение: современные клинические руководства не рекомендуют бета-блокаторы при легочной артериальной гипертензии (pulmonary arterial hypertension [PAH]), если это не показано наличием сопутствующей патологии. При этом фактические данные в отношении роли бета-блокаторов при РАН противоречивы.
Вопрос исследования: каковы эффекты бета-блокаторов на клинические исходы у пациентов с впервые поставленным диагнозом легочной артериальной гипертензии (РАН) и как эти исходы различаются на основании наличия сердечно-сосудистой сопутствующей патологии, что является показанием к назначению бета-блокаторов.
Дизайн исследования и методы: авторы провели анализ данных 806 пациентов с впервые установленным диагнозом РАН, проспективно включенных в базу данных легочной гипертензии в популяции Польшы (the Database of Pulmonary Hypertension in the Polish Population (BNP-PL). Конечными точками стали смертность от всех причин и сочетание (композитная конечная точка) госпитализации по поводу правожелудочковой недостаточности, обморочного состояния или смерти. Показания к назначению бета-блокаторов: гипертензия, выраженная аритмия и заболевание коронарных сосудов (coronary artery disease [CAD]). Для формирования контрольной группы была был проведен анализ показателей склонности (Propensity score matching [PSM]) на основании возраста, переменных риска смерти при РАН и наличие начала проведения специфической терапии РАН.
Результаты: среди 806 пациентов 469 (58.2%) получали бета-блокаторы на момент диагностики РАН. В PSM лечение бета-блокаторами показало высокую частоту сочетанной (композитной) конечной точки (HR:1.44; 95% CI: 1.04-1.99; P = .03) и нейтральное влияние на смертность (HR, 1.22; 95% CI, 0.87-1.72; P = .25). После стратификации по сопутствующей патологии бета-блокаторы показали неблагоприятные эффекты на композитную конечную точку у пациентов без сопутствующей патологии и нейтральный эффект у пациентов как минимум с одной сопутствующей патологией.
Интерпретация: бета-блокаторы показывают значительные риски для пациентов с РАН, особенно у пациентов без сопутствующей системной гипертензии, CAD и аритмией.