Витамин Е у людей с не-алкогольным жировой болезнью печени (Cochrane Database of Systematic Reviews, октябрь 2024)

Обоснование: не-алкогольное жировое заболевание печени (Non-alcoholic fatty liver disease (NAFLD), что недавно было переименовано на стеатотическую болезнь печени, связанную с метаболической дисфункцией (metabolic dysfunction-associated steatotic liver disease [MASLD]), является распространённым заболеванием печени во всем мире, от которого страдает каждый третий человек из десяти. Доступное на сегодня лечение весьма далеко от оптимального. Базовый менеджмент NAFLD — диета и изменение стиля жизни, что направлены на снижение массы тела и/или поддержания сниженной массы тела на длительном периоде времени. Витамин Е показал свои эффекты пользы при окислительном стрессе, который (окислительный стресс) играет главную роль в патогенезе NAFLD. С другой стороны, эффекты витамина Е у людей с NAFLD остаются неопределенными. 

Цель: изучение положительных и отрицательных эффектов витамина Е, одного или в комбинациях с другими минералами или витаминами против плацебо/отсутствие вмешательства у людей с NAFLD. 

Методы поиска: мы использовали рекомендованный Cochrane метод поиска. Последний поиск был проведен 02 февраля 2024 года. 

Критерии включения: мы включили рандомизированные клинические исследования, что сравнивали витамин Е один или в комбинациях с другими витаминами и минералами, в любой дозе, с любой длительностью, с любым путем введения, против плацебо/отсутствие вмешательства у людей с NAFLD любого возраста, пола, этической принадлежности. Мы включили участников с подтвержденной лучевыми методами диагностики или гистологией NAFLD, при условии умеренного потребления алкоголя, а также участников со стеатогепатитом, у которых бралась биопсия печени.

Исходы: нашим самым важным исходом стала смертность от всех причин, а также смертность, связанная с состоянием печени, и тяжелые неблагоприятные события. К другим важным исходам мы причислили связанную с печенью заболеваемость, качество жизни, связанное с состоянием здоровья, не тяжелые неблагоприятные события, биохимический ответ и выраженность жировой дистрофии печени при лучевой диагностике.

Риск предвзятости: для оценки риска предвзятости для каждого заранее определенного исхода мы использовали инструмент RoB 2 (Cochrane). 

Методы синтеза данных: мы использовали стандартные методы Cochrane. Для оценки убедительности доказательств мы использовали систему GRADE.  

Включенные исследования: 16 рандомизированных клинических исследования, включивших в себя 1066 педиатрических и взрослых пациентов с NAFLD. Экспериментальные группы получили только витамин Е (14 исследований) или витамин Е в комбинации с витамином С (2 исследования). Контрольные группы получали плацебо в 13 исследованиях и не получали вмешательства в трех исследованиях. Ежедневная доза витамина Е (орально) находилась в диапазоне от 298 международных единиц (IU) до 1000 IU. Сопутствующими вмешательствами были стиль жизни и низкокалорийная диета (13 исследований), урсодезоксихолевая кислота (одно исследование), диета без коррекции и физическая активность (одно исследование) и исходное лечение сахарного диабета 2 типа в одном исследовании. Девять исследований имели более двух групп вмешательства, но только в одной из них применялся витамин Е один или в комбинации с витамином С с последующим сравнением с плацебо/отсутствием вмешательства. В общем и целом, 7.9% (84/1066) участников выбыли из исследования. Период наблюдения составил от 2 месяцев до 24 месяцев.

Синтез результатов

Витамин Е против плацебо/отсутствия вмешательства: эффекты витамина Е против плацебо/отсутствия вмешательства на смертность от всех причин (risk ratio (RR) 3.45, 95% confidence interval (CI) 0.57 to 20.86; 3 исследования, 351 участник; очень низкая уверенность) остались неопределенными. Не найдено данных в отношении смертности, связанной с печенью, или с заболеваемостью, связанной с состоянием печени. Эффекты витамина Е против плацебо/отсутствия вмешательства на физическое качество жизни, связанное со здоровьем (mean difference (MD) 0.74, 95% CI -0.52 to 2.01; 2 исследования, 251 участник; более высокие оценки по шкалам указывают на лучшее качество жизни; низкая уверенность в доказательствах); психологическое качество жизни, связанно со здоровьем (MD -0.57, 95% CI -4.11 to 2.97; 2 исследования, 251 участник; более высокие оценки по шкалам указывают на лучшее качество жизни; очень низкая уверенность в доказательствах); не тяжелые неблагоприятные события (RR 0.86, 95% CI 0.64 to 1.17; 2 исследования, 283 участника; очень низкая уверенность в доказательствах) также остались неопределенными. Не имелось данных в отношении пропорции участников без снижения ферментов печени. Витамин Е, вероятно, немного снижает уровни сывороточной аланитрансаминазы (ALT) (MD -9.29, 95% CI -13.69 to -4.89; 11 исследований, 708 участников; умеренная уверенность в доказательствах) и уровни аспартатаминотрансферазы (AST) (MD -4.90, 95% CI -7.24 to -2.57; 11 исследований, 695 участников; умеренная уверенность в доказательствах) по сравнению с плацебо/отсутствие вмешательства. Витамин Е может немного снижать уровень щелочной фосфатазы (alkaline phosphatase [ALP]) в сыворотке (MD -5.21, 95% CI -9.88 to -0.54; 5 исследований, 416 участников; очень низкая уверенность в доказательствах), но и здесь нет определенности. 

Витамин Е плюс витамин С против плацебо: не имеется данных в отношении смертности от всех причин, печень-связанной смертности, тяжелых неблагоприятных событий, печень-связанной заболеваемости, качества жизни, связанного со здоровьем, тяжелых неблагоприятных событиях. Эффекты витамина Е плюс витамин С на снижение уровней сывороточных ALT (MD -0.50, 95% CI -4.58 to 3.58; 2 исследования, 133 участника; очень низкая уверенность в доказательствах), AST (MD 0.09, 95% CI -3.39 to 3.57; 1 исследование, 88 участников; очень низкая уверенность в доказательствах) и гамма-глутамин трансферазы (GGT) (MD 1.58, 95% CI -3.22 to 6.38; 1 исследование, 88 участников; очень низкая уверенность в доказательствах) остаются неопределенными. Мы выявили три продолжающихся исследования и шесть исследований, ожидающих классификации.

Выводы авторов: принимая во внимание очень низкую уверенность в доказательствах, мы не смогли выяснить, действительно ли лечение (18 месяцев или 24 месяца) с введением одного витамина Е оказывает влияние на смертность от всех причин, серьезные неблагоприятные события, качество жизни или на нетяжёлые неблагоприятные события у людей, страдающих NAFLD, по сравнению с плацебо/отсутствие вмешательства. Мы не обнаружили данных в отношении печень-связанной смертности, печень-связанной заболеваемости или доли участников без снижения печеночных ферментов. Витамин Е, возможно, в незначительной степени снижает ALT и AST по сравнению с плацебо, но действительно ли это имеет влияние на клиническое течение NAFLD, остается неизвестным. Исследования витамина Е плюс витамин С не сообщали о смертности от всех причин, печень-связанной летальности, тяжелых неблагоприятных событиях, печень-связанной заболеваемости, качестве жизни, связанном со здоровьем или о нетяжёлых неблагоприятных событиях. Принимая во внимание очень низкую уверенность в доказательствах, мы не смогли выявить эффекты витамина Е плюс витамин С на печеночные ферменты у людей, страдающих NAFLD, по сравнению с плацебо.

Подробнее: https://read.qxmd.com/read/39412049/vitamin-e-for-people-with-non-alcoholic-fatty-liver-disease