Введение: с момента первого применения блокаторов нейромышечной передачи сохраняются опасения в отношении остаточного нейромышечного блока (residual neuromuscular block [RNMB]), при этом в 21 веке частота выявления нейромышечного блока достигает 50%. Современный мониторинг нейромышечной передачи (neuromuscular transmission [NMT]) и появление сугаммадекса направлены на решение этой проблемы, но влияние этих разработок остается неясной.
Методы: это проспективное, обсервационное исследование изучило RNMB у 500 хирургических пациентов в крупном клиническом госпитале с доступным количественным мониторингом нейромышечной проводимости. Техника анестезии и интраоперационный нейромышечный мониторинг независимо выбирались ответственным анестезиологом. Сразу при поступлении пациента, которому вводились недеполяризующие блокаторы нейромышечной проводимости в палату послеоперационного наблюдения, проводилась акцелеромиография. Остаточный нейромышечный блок определялся как TOFR (train-of-four ratio) <0.9. Для анализа трендов RNMB в современной практике был выполнен систематический обзор.
Результаты: среди 500 пациентов у 11 (2.2%) пациентов вывили TOFR <0.9. Интраоперационный мониторинг нейромышечной проводимости выполнялся у 77.6% пациентов, а сугаммадекс вводился 38% пациентам. Ни один из пациентов не получил неостигмин. Единственным отличием было зарегистрированное значение TOFR ≥0.9 в конце хирургии у 61.1% пациента из группы без остаточного блока нейромышечной проводимости в отличие от 18.2% пациентов из группы, в которой был выявлен остаточная нейромышечная блокада (P=0.009). Систематический обзор выявил частоту инцидентов RNMB, начиная с 2000 года, в пределах от 3.5% до 53.3%, при этом резкое снижение тренда наблюдалось в Европе и Северной Америке.
Выводы: в этом исследовании частота развития остаточной блокады нейромышечной проводимости не превышала 2.2%. Результаты позволяют предположить существенное улучшение в отношении предотвращения остаточного блока нейромышечной проводимости, что связано с более тщательным мониторингом нейромышечной проводимости и адекватным применением сугаммадекса.