Искусственное кровообращение (ИК) и вено-артериальная экстракорпоральная мембранная оксигенация (ВА-ЭКМО) относятся к основным инструментам поддержания жизни в кардиохирургии и интенсивной терапии, соответственно. При том, что эти технологии содержат аналогичные компоненты, контекст их применения различается, приводя к явной иммунной дисфункции у ЭКМО пациентов, которые более подвержены нозокомиальной инфекции, чем ИК пациенты. В этом обзоре рассматриваются иммунные модификации, индуцируемые этими технологиями, со сравнением их похожести и различий, а также обсуждаются потенциальные стратегии терапии в целях восстановления иммунной функции и предотвращения инфекций.
В иммунный ответ на ИК, так и ЭКМО вовлечены как гуморальные, так и клеточные компоненты. Кининовая система, система комплемента и коагуляционный каскад очень быстро активируются после контакта в поверхностями контура, что приводит к высвобождению провоспалительных медиаторов. Ишемия-реперфузионное повреждение и высвобождение молекулярных паттернов, ассоциированных с повреждением (damage-associated molecular patterns), только усугубляет воспалительный ответ. В клеточный ответ вовлечены тромбоциты, нейтрофилы, моноциты, дендритные клетки, Т и В лимфоциты, клетки-супрессоры и все из них претерпевают фенотипические и функциональные изменения, приводящие к иммунопарезу (immunoparesis).
Стратегии, направленные на смягчение иммунной дисфункции, включают снижение иммунного ответа во время проведения ИК/ЭКМО и сохранение эффективности иммунных функций. Такие подходы, как хирургия без ИК (off-pump surgery), кортикостероиды, ингибиторы комплемента, лейкоцитарные фильтры и механическая вентиляция во время ИК показали различную степень успешности в клинических исследованиях. Иммунное питание (Immunonutrition), в основном с доставкой аргинина, также было изучено, но с неоднозначными результатами. Тем не менее, все эти стратегии направлены на поддержание/восстановление баланса в воспалительном ответе и на поддержание иммунной функции, что потенциально снижает частоту инфекционных осложнений и, тем самым, способствует улучшению клинических исходов.
В заключение, как ИК, так и ЭКМО служат спусковыми крючками значительных изменений иммунитета, что повышает уязвимость пациентов к нозокомиальной инфекции. Учет этих иммунных дисфункций с последующими целевыми вмешательствами является необходимым условием в улучшении клинических исходов пациентов как кардиохирургии, так и в интенсивной терапии. Дальнейшие исследования следует направить на совершенствование указанных выше стратегий терапии и на поиск новых подходов в целях лучшего управления иммунным ответом у пациентов, которым требуется ИК или ЭКМО.
Подробнее: https://ccforum.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13054-024-05058-z